Мятлев, Иван Петрович

Иван Петрович Мятлев (28 января (8 февраля) 1796, Санкт-Петербург — 13 (25) февраля 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт-юморист.

Родился в богатой аристократической семье, был камергером; издал два сборника стихотворений (СПб., 1834 и 1835), но известность приобрёл путевыми впечатлениями, изложенными в юмористических стихах под общим заглавием: «Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границей, дан л’Этранже» (Тамб. [на самом деле печ. В СПб.], 1840—1844; 2 изд., СПб., 1856—67). Популярности этого сочинения отчасти содействовало искусство, с которым автор читал его в петербургских гостиных. «Сенсации г-жи Курдюковой» были переделаны для сцены и играны в Александринском театре.

Слава Мятлева, ныне совершенно забытого, была так велика, что когда Смирдин предпринял своё издание «Сто русских литераторов», то Мятлев попал одним из ста уже в третий том. Это возбудило негодование Белинского, который «Сенсации г-жи Курдюковой» объявил книгой скучной и довольно плоской, а мелкие стихотворения Мятлева, воспевающие высокие предметы — очень смешными. Отзыв этот в общем совершенно верен; тем не менее некоторые стихотворения, страдая неотделанностью, небрежностью формы, производят впечатление искренностью чувства («Воскресение Лазаря»). Удивительна в этом светском человеке 1830-х, всю жизнь проведшем в петербургских гостиных, жилка народности, которой проникнуты многие его стихотворения («Фонарики-сударики», «Новый год», «Настоечка тройная», «Разговор барина с Афонькой»). «Сенсации г-жи Курдюковой» написаны языком, представляющим удачное подражание тому смешению французского с нижегородским, которое в то время господствовало в русском обществе, и вообще дают верный сколок тона, приемов, способов выражаться и понятий тогдашнего «света». М. напеч. ещё: «Петергофский праздник» (СПб., 1842), «Коммеражи» (СПб., 1844), «Тарантелла» (СПб., 1844). Полные собрания сочинений Мятлева изданы в 1857 (СПб.), 1893 (Киев) и 1894 (М.).

Прототипом г-жи Курдюковой была М. Е. Быховец.

Статьи о литературе

2015-06-14
Кроме многих стихов книги второй, посвященных его любви к Волоховой, существует драма «Песня Судьбы», бесспорно, навеянная ею. Эта неудачная пьеса никогда не была поставлена; это, несомненно, — худшее из всего написанного им. Несмотря на то, что в ней ясно чувствуется влияние «Пера Понта», театра Гауптмана и Метерлинка, она любопытна своими автобиографическими мотивами и присущим главному герою умонастроением: он слишком счастлив со своей женой и покидает мирный очаг, чтобы вдали от дома узнать сердечные бури.
2015-06-14
Вселенское братство! Вечный мир! Отмена денег! Равенство, труд. Прекрасный, удивительный Интернационал! Весь мир — ваша Отчизна. Отныне нет никакой собственности. Если у тебя два плаща, один у тебя отнимут и отдадут неимущему. Тебе оставят одну пару обуви, и если тебе нужен коробок спичек, «Центрспички» его выдадут.
2015-04-08
Что было осенью 1956 года. Д. Ф. Слепян и Р. М. Беньяш пригласили меня прийти вечером, обещая сюрприз, о столовой кроме гостеприимных хозяек находилась незнакомая в темном платье, пожилая дама; не могу найти другого, более подходящего, чем это старомодное, сейчас, увы, утратившее былой смысл, слово.