Историческая справка

В доме княгини А.Н.Волконской на набережной реки Мойки «у Конюшенного мосту» семья А.С.Пушкина снимала квартиру с осени 1836 года. После смерти поэта дом неоднократно перестраивался. Существенно изменился и архитектурный облик квартиры. Осенью 1924 года бывшая пушкинская квартира перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», и начались работы по ее реконструкции, продолженные в последующие годы. 10 февраля 1925 года в восстановленном кабинете поэта состоялось собрание, посвященное годовщине смерти А.С.Пушкина. Первый музей был открыт в нескольких комнатах 13 февраля 1927 года.


Сегодня музей хранит немало подлинных вещей, которые спустя десятилетия, вновь заняли здесь свои прежние места. Письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, диван и конторка, трости и курительная трубка, чернильница с арапчонком, – все эти и другие предметы, находящиеся в кабинете, напоминают сегодня о жизни А.С.Пушкина. В комнате жены поэта можно увидеть ее флакончик для духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шелком и другие мемориальный вещи.


Среди подлинных пушкинских реликвий имеются портреты самого поэта и членов его семьи. В музее также хранятся вещи, связанные с дуэлью и кончиной А.С.Пушкина – жилет, который был на нем в день поединка, локон волос, срезанный с головы покойного по просьбе И.С.Тургенева, посмертная маска работы скульптора С. Гальберга.


В нижнем (цокольном) этаже, где в пушкинское время находились хозяйственные помещения, размещена «вводная» экспозиция, посвященная последним месяцам жизни А.С. Пушкина. В двух небольших залах представлены гравюры, акварели и литографии пушкинского времени, портреты друзей поэта, материалы, рассказывающие о дуэли 27 января 1837 года на Черной речке. Здесь же представлены фрагменты драпировки, некогда украшавшей одну из комнат квартиры поэта, подаренные музею в 1968 году коллекционером С. Лифарем.

Статьи о литературе

2015-07-21
Иван Алексеевич часто говорил о неискоренимых началах «русской души», имея в виду некие исконные, подсознательные силы. Но в художественных произведениях «подсознательное» и «бессознательное» слиты в некое единое целое. Обратимся к рассказу Бунина «Я все молчу» (1913).
2015-07-21
Первый рассказ «Темные аллеи», давший название всему циклу, развивает мотив рассказа «Ида»: сожаления об утраченном счастье иллюзорны, ибо жизнь идет так, как должна идти, и человек не волен внести в нее какие-то перемены. Герой рассказа «Темные аллеи», еще будучи молодым помещиком, соблазнил прелестную крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнает Надежду, постаревшую, как и он сам, но все еще красивую женщину.
2015-06-14
Полная пустота кругом: точно все люди разлюбили и покинули, а впрочем, вероятно, и не любили никогда. Очутился на каком-то острове в пустом и холодном море... На остров люди с душой никогда не приходят... На всем острове — только мы втроем, как-то странно относящиеся друг к другу, — все очень тесно.