Фантазия

Как живые изваянья,
в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья
сосен, елей и берёз;
Вещий лес спокойно дремлет,
яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет,
весь исполнен тайных грёз.
Слыша тихий стон метели,
шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели
им отрадно почивать,
Ни о чём не вспоминая,
ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя,
звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чьё-то пенье,
чьё-то скорбное моленье,
И тоска, и упоенье, -
точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится, -
и деревьям что-то мнится,
То, что людям не приснится,
никому и никогда.
Это мчатся духи ночи,
это искрятся их очи,
В час глубокой полуночи
мчатся духи через лес.
Что их мучит, что тревожит?
Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может
петь отрадный гимн небес?

Всё сильней звучит их пенье,
всё слышнее в нём томленье,
Неустанного стремленья
неизменная печаль, -
Точно их томит тревога,
жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много,
точно им чего-то жаль.
А луна всё льёт сиянье,
и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья
вещих сказочных стволов;
Все они так сладко дремлют,
безучастно стонам внемлют
И с спокойствием приемлют
чары ясных, светлых снов.

Авторизация через:

Статьи о литературе

2015-07-21
Если говорить о пессимизме Бунина, то он иного происхождения, чем пессимистические проповеди Сологуба, Мережковского и прочих декадентов. Совершенно произвольно интерпретирует Батюшков цитируемые Буниным следующие слова Леконта де Лиля: «Я завидую тебе в твоем спокойном и мрачном гробу, завидую тому, чтобы освободиться от жизни и избавиться от стыда мыслить и ужаса быть человеком».
2015-07-06
Я очень люблю стихи Есенина... Есть в есенинской певучей поэзии прелесть незабываемая, неотразимая. Так писал в конце 1950 года в эмиграции бывший поэт-акмеист «второго призыва» Георгий Адамович. Тот самый, который при жизни Есенина называл его поэзию до крайности скудной, жалкой и беспомощной, а в воспоминаниях, опубликованных в парижском «Звене» в начале 1926 года, заметил: «Поэзия Есенина — слабая поэзия»; «поэзия Есенина не волнует меня нисколько и не волновала никогда»
2015-07-21
Не только в повести «Митина любовь», но и в других произведениях лирико-драматического настроя Бунин очень скупо, буквально в двух-трех строчках, позволяет своему герою «собеседовать» с самим собой.