Марина Цветаева и Софья Парнок

2015-08-27

В 1914 году Цветаева познакомилась с московской поэтессой Софьей Яковлевной Парнок (1885—1933), которая была также и переводчицей, и литературным критиком. (До революции она подписывала свои статьи псевдонимом Андрей Полянин.) Позднее, в двадцатых годах, у Парнок вышло из печати несколько сборников стихов. Среди русских лириков она занимает не последнее место. Тонкий и строгий ценитель поэзии В. Ходасевич писал о ней, что она была далека от какой бы то ни было подражательности. «Ее суждения были независимы, разговор прям», считал он. После знакомства Цветаевой с Парнок в семье Цветаевой отношения стали сложными. Сергей Яковлевич переехал тогда из Борисоглебского переулка к сестре, а потом ушел братом милосердия в действующую армию. В июне-июле 1915 года Цветаева с Парнок были в Коктебеле у Волошина, потом до середины августа на Украине. В1916 году дружба Цветаевой с Парнок изжила себя, однако современники вспоминают, что у Парнок и через много-много лет фотография Цветаевой стояла на столике возле постели.

В декабре 1915 года Цветаева с Софьей Парнок были в Петрограде. Там у братьев Каннегисер (один из них — Леонид потом вошел в историю не только как поэт, любитель поэзии и друг Есенина, но и как человек, убивший председателя Петроградского ЧК М.С.Урицкого) Цветаева единственный раз в жизни увидела поэта, писателя, композитора и переводчика Михаила Алексеевича Кузмина (1875—1936). Это знакомство она позднее описала в своем очерке «Нездешний вечер», посвятив эту вещь Кузмину. Кузмин знал стихи Цветаевой — он упоминал ее имя в рецензии на первую книгу стихов Ахматовой «Вечер» в 1912 году. Гораздо позднее, уже после возвращения в СССР в 1939 году, Цветаева расспрашивала лингвиста Б.В.Горнунга о последних годах жизни М.А.Кузмина, которого сравнивали тогда со старцем Зосимой из «Братьев Карамазовых»...

Не любивший Цветаеву и нелюбимый ею критик Георгий Викторович Адамович позднее, в шестидесятых годах, рассказывал, что впервые увидел ее в доме братьев Каннегисер. «Однажды я пришел к ним в дом, и там была Марина Цветаева. Она сидела рядом с Есениным. Она читала стихи о Германии. Очень их головы были похожи. Она говорила: «Германия — мое безумие!» У нее всегда было желание идти против».

Статьи о литературе

2015-07-21
Иван Алексеевич часто говорил о неискоренимых началах «русской души», имея в виду некие исконные, подсознательные силы. Но в художественных произведениях «подсознательное» и «бессознательное» слиты в некое единое целое. Обратимся к рассказу Бунина «Я все молчу» (1913).
2015-06-04
В 1903 году в журнале «Новый путь» появилась первая рецензия, написанная Александром Блоком. Не случайной была его встреча с изданием, во главе которого стояли 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский. До личного знакомства с ними (в марте 1902 года) Блок много и внимательно изучал сочинения Мережковского, и как отмечает Вл. Орлов: «Почти все размышления Блока в юношеском дневнике об антиномии языческого и христианского мировоззрений («плоти» и «духа»).
2015-08-27
Князь Сергей Михайлович Волконский (1860—1937) — внук декабриста, театральный деятель. В 1899—1901 годах был директором императорских театров, он автор статей о ритмическом воспитании, книги«Человек на сцене» (1912) — о ритме и выразительности движений. С осени 1918 года С.М.Волконский жил в Москве, читал лекции в Институте слова, преподавал в Художественном театре, в студии Вахтангова, в еврейском театре Габима.