Сергей Есенин. Страница былого

2015-07-06
Есенин, Сергей Александрович

Живет в Клепиках старая учительница О.И.Носович. Она уже давно на пенсии и, хотя уже разменивает вторую половину девятого десятка, по-прежнему бодра и неутомима. Ольга Ивановна не устает изучать родной край, его историю. Она не только читает книги, но и сама проводит раскопки, и во время встречи показала мне акт сдачи в Рязанской областной краеведческий музей нескольких старинных вещей.

Особенно много времени она уделяет сбору материалов по клепиковскому периоду жизни С.А.Есенина, собирается писать об этом большую работу. Одна тетрадь уже готова. Я прочел эту тетрадь и с разрешения Ольги Ивановны помещаю отрывок, в котором житель д.Калдево — Оськин Матвей Сергеевич — рассказывает о дружбе своего дяди с Есениным.

«На последнем третьем курсе Есенин подружился с моим дядей Оськиным Яшей, который в этой школе учился и жил в д.Колдево. Это в 5 км от Спас-Клепиковской школы.

Есенин иногда ходил в праздничные дни в нашу деревню навестить своего друга. Деревня Калдево примыкает к лесу, а чуть подальше течет по лугам река Пра. Издавна деревенская молодежь собиралась на гулянье в Калдевский лес. Место это называлось «Волкуша». Сюда со своим другом Есенин приходил на гулянье. Собиралась молодежь с окрестных деревень. Здесь на полянке пели и плясали.

В нашей деревне Есенин писал свои стихи. Яша и Сергей забирались на сеновал, и там Есенин сочинял стихи, а меня они на сеновал не пускали. Смеялись...

А потом шли на гулянье. Встречая маленьких ребят, они давали записку со стихотворением и велели передать какой-нибудь девушке. Соберутся подружки, прочтут запись и кто-нибудь из них скажет: «Вот «кашник», а как хорошо пишет.

Очень много стихов Есенин писал на открытках и дарил их своему другу Яше, но они не сохранились.

Оськин Яша приходил в Клепики к своей родной тете липе (т.е. Олимпиаде). В теплые летние дни Яша и Сергей брали бредень и шли ловить рыбу на речку Совка, которая протекала олизко от школы. Мне было 7 лет, и я ходил с ведерком по берегу и помогал собирать рыбу, когда они вытаскивали бредень на берег. Были случаи, когда Яша и Сергей хватали меня и бросали в воду. Это они так учили меня плавать. Потом мы несли улов домой к тете Липе, и она варила нам уху. Сергей в это время сидел и писал на подоконнике стихи.

Хорошо запомнилась наружность Есенина, его привычка крутить пальцами на лбу виток своих волос и закладывать их назад.

Любил носить по праздникам белую рубашку с отложным воротником. Был очень опрятный, как говорили про него ребята, «любил форсить».

Уже подростком я жил в Клепиках. Зимой 1921 года приехал Есенин и попросил меня сходить вместе в д. Калдево к Яше. По дороге Есенин заметил: «А почему местами из-под снега идет дым?» Я ему ответил: «А это идет пар. Летом здесь горело болото».

Когда мы пришли в дом дяди, то узнали, что дядя уже в Калдеве не живет. Он уехал на военную службу в г. Грозный.

В 1924 году я приехал в Москву на работу строителем 1-й сельскохозяйственной выставки и решил встретиться с Есениным. В это время мне было 19 лет. Но встретиться с Есениным мне не удалось».

Ольга Ивановна рассказала еще, что она встречалась с учителем-пенсионером из д. Калдево Проскуряковым Петром Ивановичем и он тоже подтвердил, что действительно Есенин приходил в их деревню и ребята называли его «кашником», так как он ел из общего котла.

...Вот такой незатейливый рассказ о дружбе двух сверстников. И не стоило бы его пересказывать, если один из них не был бы Есенин.

Статьи о литературе

2015-05-18
16 ноября 1880 года в Петербурге Александра Андреевна, навсегда расставшись с мужем, родила сына — Александра Блока. С самого рождения его окружали бабушка, прабабушка, мать, тетки, няня. Безграничное, чрезмерное обожание, чуть ли не культ!
2015-07-05
Противоречивые, сложные процессы происходят в наше время в духовной жизни мира: с одной стороны, растет национальное самосознание народов, их стремление к суверенной независимости и государственности, с другой,— происходит размывание национального, особенно в области культуры, родного языка, духовной жизни. Идет мощное, целенаправленное наступление массовой культуры на корневые, национальные традиции народной жизни.
2015-07-21
Последние страницы второй книги «Жизни Арсеньева» посвящены поре мужания юного Арсеньева. Удивительная зоркость, тонкое обоняние, совершенный слух открывают перед юношей все новые красоты природы, все новые сочетания между ее компонентами, все новые и прекрасные формы ее созревания, весеннего расцвета.