Полное, академическое собрание Сергея Есенина

Полное, академическое собрание Сергея Есенина

2015-07-05
Есенин, Сергей Александрович

Поначалу может показаться фантастически-невероятным, но сие есть неоспоримый факт: «космические» тиражи изданий Есенина. Вот лишь некоторые реалии. От пятисот тысяч до двух миллионов — такими, казалось бы, «сверхъестественными» для поэзии тиражами за три последние десятилетия выходили шесть раз Собрания сочинений Есенина! В 1990 году издательство «Советская Россия» совместно с «Современником» начало выпуск «Собрания сочинений» поэта в двух томах, со свободной подпиской. Его тираж в настоящее время приближается к семи миллионам! Добавьте к этому сотни отдельных изданий Есенина в нашей стране и за рубежом. Приобрести эти издания, как правило, удается с трудом. Расходятся они обычно в считанные дни. Начиная с пятидесятых годов мне довелось участвовать в подготовке многих есенинских изданий, включая все шесть Собраний сочинений поэта. С каждым новым изданием все очевиднее и настоятельнее становилась потребность в выявлении и публикации канонического текста произведений Есенина. В разные годы в них, к сожалению, были сделаны купюры, связанные с политической цензурой, конъюнктурными моментами. Исключались имена, упоминаемые в «Песне о великом походе», в «Руси бесприютной» и в очерке «Железный Миргород», где говорится о Троцком. Кроме того, Есенину все еще приписывается «авторство» произведений, к которым поэт не имеет никакого отношения.

Еще в конце шестидесятых годов в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) были рассмотрены мои предложения по подготовке академического Собрания сочинений Есенина, одобрены его композиция и проспект. Тогда же состоялось решение Бюро Редакционно-издательского Совета Академии наук СССР от 28 июня 1968 года, в котором, в частности, указывалось: «В связи с приближающимся 75-летием (октябрь 1970 года) со дня рождения Есенина подготовить и издать академическое собрание сочинений и писем поэта в 6 томах, общим объемом 120 а.л. Возложить подготовку издания академического собрания Сочинений и писем Есенина на Институт русской литературы (Пушкинский Дом).

Просить Комитет по печати при СМ СССР дать указание «Союзкниге» открыть подписку на Собрание сочинений и писем Есенина в дни юбилея...

Издательству «Наука» совместно с Институтом русской литературы разработать график выпуска томов в течение 1971 —1972 годов, обеспечивающий издание шеститомника...»

Спустя некоторое время Бюро Отделения литературы и языка АН СССР своим постановлением от 17 декабря 1968 года утвердило редколлегию академического Собрания Есенина «в составе: Шолохов — академик (главный редактор), Храпченко — академик, Базанов — член-корреспондент АН СССР (заместитель главного редактора), Тимофеев — член-корреспондент АН СССР, Прокушев — кандидат филологических наук, Федоров — поэт».

Однако в силу целого ряда обстоятельств тогда, в семидесятые годы, выпуск Академического собрания сочинений Есенина, к сожалению, не был осуществлен.

Следует, вместе с тем, отметить, что работа по подготовке есенинского академического Собрания, проделанная в те годы, не пропала зря. Более того, многое, что предполагалось сделать в Академическом собрании Есенина, в известной степени было в дальнейшем осуществлено и реализовано во время подготовки наиболее полного по тем временам, научного шеститомного Собрания сочинений Есенина под общей редакцией Базанова, Козловского, Наровчатова, Перцова, Прокушева и Храпченко. Оно было выпущено издательством «Художественная литература» в 1977—1980 годах. к 85-летию со Дня рождения Сергея Есенина тиражом пятьсот тысяч экземпляров!

В преддверии столетия Есенина стало особенно очевидно, что пришла пора вновь вплотную заняться подготовкой Академического собрания сочинений Есенина.

Тем более, обстановка для этого складывалась явно более благоприятная, чем в прошлые времена.

В 1989 году в Институте мировой литературы имени Горького была разработана и стала осуществляться практически программа подготовки и издания академических собраний сочинений русских классиков, представляющих многонациональную литературу Советского Союза, зарубежной классики.

В нее вошла и подготовка академического собрания сочинений Есенина. Хочется верить, что, вопреки неизбежным трудностям, в условиях «либерализации цен» и стихии дикого книжного рынка, выпуск готовящихся в ИМЛИ Академических собраний сочинений все-таки состоится.

Академическое издание Есенина приурочено, по предложению Есенинского комитета, к 100-летию поэта. Еще в мае 1989 года Ученый Совет ИМЛИ рассмотрел и одобрил мои предложения о восьмитомном академическом собрании стихов Есенина, включая композицию и состав томов. Спустя некоторое время в институте начала свою деятельность наша научная есенинская группа. В состав ее с самого начала вошли известные исследователи творчества поэта, участвовавшие в подготовке предыдущих изданий Есенина, все те, кто изъявил желание и у кого был опыт, независимо от личных пристрастий и групповых интересов. Всех объединял Есенин и важность предстоящей работы. Благодаря этому удалось до минимума сократить во времени организационно-подготовительный и поисковый периоды, составить развернутый проспект «Собрания», окончательно затвердить его композицию. Соблюдение (максимальное) авторской воли, авторского замысла при подготовке самим поэтом в 1925 году своего «собрания стихотворений» и вместе с тем исчерпывающая полнота издания,— вот что прежде всего определило композицию академического собрания сочинений С.А.Есенина, количество и состав томов.

Издание «делится» как бы на две части: первая (1—3 тома) — произведения, отобранные Есениным для включения в трехтомное «Собрание стихотворений», подготовленное поэтом. Вторая часть (4—8 тома) включает все выявленные к настоящему времени произведения поэта, не вошедшие в трехтомное «собрание стихотворений», а также письма, телеграммы, автобиографии, отдельные записи, деловые бумаги и другие авторизованные документы.

Впервые все есенинские тексты, входящие в «Собрание»,— стихи, поэмы, проза, критика, письма и др.— сверяются фронтально со всеми известными автографами Есенина, другими рукописными источниками, всеми прижизненными изданиями поэта, хранящимися как в государственных архивах и библиотеках, так и в личных собраниях и коллекциях.

В академическом «Собрании», впервые будет напечатан полный свод вариантов и разночтений в произведениях Есенина, наглядно раскрывающих и иллюстрирующих взыскательнейшую работу поэта над Словом.

В 1994 году будут готовы к печати первые три тома. В следующем — еще три. Два последних — в 1996 году.

И еще: в процессе работы возникла мысль о выпуске ряда сборников-спутников собрания сочинений — «Новое о Есенине». В дальнейшем в эти сборники войдут материалы по темам «Неразысканный Есенин», «Есенин в критике», «Переписка Есенина» и многие другие. Кроме того, группа рассмотрела и поддержала предложение Козловского о создании «Есенинской энциклопедии». У нас есть только «Лермонтовская энциклопедия». Нет ни «Пушкинской», ни «Блоковской»... Любая энциклопедия начинается с создания словника. Контуры его на сегодня — различимы. Убежден, что работа над энциклопедией позволит объединить всех есениноведов, а также многих специалистов по русской литературе, вокруг реального благородного дела.

В канун 100-летия поэта мы предполагаем провести международный научный симпозиум «Есенин в XXI веке». Ему должен предшествовать «Круглый стол»: «Есенин сегодня и завтра. Проблемы. Поиски. Открытия».

Будем надеяться, что такой «Круглый стол», организованный ИМЛИ по инициативе есенинской группы, с участием Союза писателей, Государственного литературного музея, других научных организаций и специалистов поможет выработать более конкретный план подготовки и проведения 100-летнего юбилея Есенина. К этой годовщине необходимо открыть настоящий музей Есенина в Москве на улице Москвина в доме № 3 (бывшем Богословском переулке).

Некоторые товарищи в качестве альтернативы предлагают организовать есенинский музей в Большом Строченовском переулке или в квартире Софьи Андреевны Толстой в Померанцевом переулке...

В свое время этот вопрос: где быть музею Есенина — не однажды обсуждался в Есенинском комитете, Государственном литературном институте, Министерстве культуры России. В год 50-летия Советской власти на доме № 3 по улице Москвина по предложению сестер поэта была установлена первая мемориальная доска, посвященная Есенину. У Есенина не было ни дачи, ни роскошной квартиры. По сути дела, У него не было своего дома. В Померанцевом переулке, в доме № 8, в квартире семейства Толстых, Есенин провел в последний год своей жизни фактически считанные дни. Возможно, со временем здесь может быть создана мемориальная комната.

В большом Строченовском переулке в доме № 24, который, наконец-то, удалось восстановить с помощью совместного предприятия «Путник», создается литературная экспозиция и мемориальная комната Есениных — отца и сына. Это место, где юный поэт жил у отца в 1912—1914 годах и бывал позднее. Возник вопрос и об организации музея в особняке у Покровских ворот, где была школа Айседоры Дункан. И все же, по мнению Гослитмузея и Есенинского комитета, Музей Есенина должен быть в доме на улице Москвина. Это место как бы предназначено для музея — оно находится в центре литературной Москвы.

Для претворения в жизнь всех этих планов создается «Фонд Есенина». Предстоит найти надежных попечителей-меценатов, а также добиться от российского правительства, чтобы один-два процента гонораров от есенинских книг, фильмов, исполнения произведений шло в этот фонд для того, чтобы финансировать мероприятия к 100-летию со дня рождения поэта.

В Москве до сих пор нет станции метро «Есенинская». В свое время Есенинский комитет ставил об этом вопрос перед Моссоветом, Горкомом партии, но все спускалось «на тормозах». Убежден: Правительству Москвы, при желании, не составит большого труда решить, наконец, этот вопрос положительно. В столице должна быть станция метро, носящая имя великого поэта России.

Не будем также забывать, что в прошлые годы было принято и обнародовано в печати («Известия» и другие газеты) решение Совмина СССР об установлении памятников выдающимся людям, где в ряду первоочередных был назван памятник Есенину. Кроме этого, следует провести конкурс (возможно, международный) исполнителей музыкальных произведений на стихи поэта. Много художников и скульпторов работают над образом Есенина — необходима выставка их работ (в рамках России или СНГ). Хочется выразить уверенность, что «год Есенина» будет включен в календарь ЮНЕСКО. Одним словом, к столетию Есенина предстоит провести огромную работу. Многое уже делается сегодня, еще больше предстоит всем, кому дорог Есенин, его поэзия, духовность России, сделать завтра — в будущем.

Статьи о литературе

2015-06-04
В четвертом номере московского журнала «Золотое руно» за 1907 год было напечатано извещение «от редакции»: «Вместо упраздняемого с № 3 библиографического отдела редакция «Золотого Руна» с ближайшего № вводит критические обозрения, дающие систематическую оценку литературных явлений. На ведение этих обозрений редакция заручилась согласием своего сотрудника Ал. Блока, заявление которого, согласно его желанию, помещаем ниже».
2015-06-04
Художники редко писали портреты Александра Блока при его жизни. До сих пор наиболее известен пастельный портрет поэта, выполненный Константином Сомовым в 1907 году по заказу издателя журнала «Золотое Руно» Рябушинского и опубликованный в первом номере этого журнала за 1908 год.
2015-06-04
Александр Блок с юности любил театр. До нас дошли воспоминания его младших современников, участвовавших вместе с Сашурой Блоком в детских спектаклях зимой в Петербурге, летом — в подмосковном Шахматове. Репертуар был разнообразен — отрывки из «Ромео и Джульетты», сочиненная Блоком совместно с Ф. Кублицким пьеса «Поездка в Италию», одна из комедий Лабиша на французском языке. «Конечно, инициатором и режиссером был Сашура»,— пишет участница некоторых спектаклей О. К. Самарина (Недзвецкая).