Полное, академическое собрание Сергея Есенина

2015-07-05
Есенин, Сергей Александрович

Поначалу может показаться фантастически-невероятным, но сие есть неоспоримый факт: «космические» тиражи изданий Есенина. Вот лишь некоторые реалии. От пятисот тысяч до двух миллионов — такими, казалось бы, «сверхъестественными» для поэзии тиражами за три последние десятилетия выходили шесть раз Собрания сочинений Есенина! В 1990 году издательство «Советская Россия» совместно с «Современником» начало выпуск «Собрания сочинений» поэта в двух томах, со свободной подпиской. Его тираж в настоящее время приближается к семи миллионам! Добавьте к этому сотни отдельных изданий Есенина в нашей стране и за рубежом. Приобрести эти издания, как правило, удается с трудом. Расходятся они обычно в считанные дни. Начиная с пятидесятых годов мне довелось участвовать в подготовке многих есенинских изданий, включая все шесть Собраний сочинений поэта. С каждым новым изданием все очевиднее и настоятельнее становилась потребность в выявлении и публикации канонического текста произведений Есенина. В разные годы в них, к сожалению, были сделаны купюры, связанные с политической цензурой, конъюнктурными моментами. Исключались имена, упоминаемые в «Песне о великом походе», в «Руси бесприютной» и в очерке «Железный Миргород», где говорится о Троцком. Кроме того, Есенину все еще приписывается «авторство» произведений, к которым поэт не имеет никакого отношения.

Еще в конце шестидесятых годов в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) были рассмотрены мои предложения по подготовке академического Собрания сочинений Есенина, одобрены его композиция и проспект. Тогда же состоялось решение Бюро Редакционно-издательского Совета Академии наук СССР от 28 июня 1968 года, в котором, в частности, указывалось: «В связи с приближающимся 75-летием (октябрь 1970 года) со дня рождения Есенина подготовить и издать академическое собрание сочинений и писем поэта в 6 томах, общим объемом 120 а.л. Возложить подготовку издания академического собрания Сочинений и писем Есенина на Институт русской литературы (Пушкинский Дом).

Просить Комитет по печати при СМ СССР дать указание «Союзкниге» открыть подписку на Собрание сочинений и писем Есенина в дни юбилея...

Издательству «Наука» совместно с Институтом русской литературы разработать график выпуска томов в течение 1971 —1972 годов, обеспечивающий издание шеститомника...»

Спустя некоторое время Бюро Отделения литературы и языка АН СССР своим постановлением от 17 декабря 1968 года утвердило редколлегию академического Собрания Есенина «в составе: Шолохов — академик (главный редактор), Храпченко — академик, Базанов — член-корреспондент АН СССР (заместитель главного редактора), Тимофеев — член-корреспондент АН СССР, Прокушев — кандидат филологических наук, Федоров — поэт».

Однако в силу целого ряда обстоятельств тогда, в семидесятые годы, выпуск Академического собрания сочинений Есенина, к сожалению, не был осуществлен.

Следует, вместе с тем, отметить, что работа по подготовке есенинского академического Собрания, проделанная в те годы, не пропала зря. Более того, многое, что предполагалось сделать в Академическом собрании Есенина, в известной степени было в дальнейшем осуществлено и реализовано во время подготовки наиболее полного по тем временам, научного шеститомного Собрания сочинений Есенина под общей редакцией Базанова, Козловского, Наровчатова, Перцова, Прокушева и Храпченко. Оно было выпущено издательством «Художественная литература» в 1977—1980 годах. к 85-летию со Дня рождения Сергея Есенина тиражом пятьсот тысяч экземпляров!

В преддверии столетия Есенина стало особенно очевидно, что пришла пора вновь вплотную заняться подготовкой Академического собрания сочинений Есенина.

Тем более, обстановка для этого складывалась явно более благоприятная, чем в прошлые времена.

В 1989 году в Институте мировой литературы имени Горького была разработана и стала осуществляться практически программа подготовки и издания академических собраний сочинений русских классиков, представляющих многонациональную литературу Советского Союза, зарубежной классики.

В нее вошла и подготовка академического собрания сочинений Есенина. Хочется верить, что, вопреки неизбежным трудностям, в условиях «либерализации цен» и стихии дикого книжного рынка, выпуск готовящихся в ИМЛИ Академических собраний сочинений все-таки состоится.

Академическое издание Есенина приурочено, по предложению Есенинского комитета, к 100-летию поэта. Еще в мае 1989 года Ученый Совет ИМЛИ рассмотрел и одобрил мои предложения о восьмитомном академическом собрании стихов Есенина, включая композицию и состав томов. Спустя некоторое время в институте начала свою деятельность наша научная есенинская группа. В состав ее с самого начала вошли известные исследователи творчества поэта, участвовавшие в подготовке предыдущих изданий Есенина, все те, кто изъявил желание и у кого был опыт, независимо от личных пристрастий и групповых интересов. Всех объединял Есенин и важность предстоящей работы. Благодаря этому удалось до минимума сократить во времени организационно-подготовительный и поисковый периоды, составить развернутый проспект «Собрания», окончательно затвердить его композицию. Соблюдение (максимальное) авторской воли, авторского замысла при подготовке самим поэтом в 1925 году своего «собрания стихотворений» и вместе с тем исчерпывающая полнота издания,— вот что прежде всего определило композицию академического собрания сочинений С.А.Есенина, количество и состав томов.

Издание «делится» как бы на две части: первая (1—3 тома) — произведения, отобранные Есениным для включения в трехтомное «Собрание стихотворений», подготовленное поэтом. Вторая часть (4—8 тома) включает все выявленные к настоящему времени произведения поэта, не вошедшие в трехтомное «собрание стихотворений», а также письма, телеграммы, автобиографии, отдельные записи, деловые бумаги и другие авторизованные документы.

Впервые все есенинские тексты, входящие в «Собрание»,— стихи, поэмы, проза, критика, письма и др.— сверяются фронтально со всеми известными автографами Есенина, другими рукописными источниками, всеми прижизненными изданиями поэта, хранящимися как в государственных архивах и библиотеках, так и в личных собраниях и коллекциях.

В академическом «Собрании», впервые будет напечатан полный свод вариантов и разночтений в произведениях Есенина, наглядно раскрывающих и иллюстрирующих взыскательнейшую работу поэта над Словом.

В 1994 году будут готовы к печати первые три тома. В следующем — еще три. Два последних — в 1996 году.

И еще: в процессе работы возникла мысль о выпуске ряда сборников-спутников собрания сочинений — «Новое о Есенине». В дальнейшем в эти сборники войдут материалы по темам «Неразысканный Есенин», «Есенин в критике», «Переписка Есенина» и многие другие. Кроме того, группа рассмотрела и поддержала предложение Козловского о создании «Есенинской энциклопедии». У нас есть только «Лермонтовская энциклопедия». Нет ни «Пушкинской», ни «Блоковской»... Любая энциклопедия начинается с создания словника. Контуры его на сегодня — различимы. Убежден, что работа над энциклопедией позволит объединить всех есениноведов, а также многих специалистов по русской литературе, вокруг реального благородного дела.

В канун 100-летия поэта мы предполагаем провести международный научный симпозиум «Есенин в XXI веке». Ему должен предшествовать «Круглый стол»: «Есенин сегодня и завтра. Проблемы. Поиски. Открытия».

Будем надеяться, что такой «Круглый стол», организованный ИМЛИ по инициативе есенинской группы, с участием Союза писателей, Государственного литературного музея, других научных организаций и специалистов поможет выработать более конкретный план подготовки и проведения 100-летнего юбилея Есенина. К этой годовщине необходимо открыть настоящий музей Есенина в Москве на улице Москвина в доме № 3 (бывшем Богословском переулке).

Некоторые товарищи в качестве альтернативы предлагают организовать есенинский музей в Большом Строченовском переулке или в квартире Софьи Андреевны Толстой в Померанцевом переулке...

В свое время этот вопрос: где быть музею Есенина — не однажды обсуждался в Есенинском комитете, Государственном литературном институте, Министерстве культуры России. В год 50-летия Советской власти на доме № 3 по улице Москвина по предложению сестер поэта была установлена первая мемориальная доска, посвященная Есенину. У Есенина не было ни дачи, ни роскошной квартиры. По сути дела, У него не было своего дома. В Померанцевом переулке, в доме № 8, в квартире семейства Толстых, Есенин провел в последний год своей жизни фактически считанные дни. Возможно, со временем здесь может быть создана мемориальная комната.

В большом Строченовском переулке в доме № 24, который, наконец-то, удалось восстановить с помощью совместного предприятия «Путник», создается литературная экспозиция и мемориальная комната Есениных — отца и сына. Это место, где юный поэт жил у отца в 1912—1914 годах и бывал позднее. Возник вопрос и об организации музея в особняке у Покровских ворот, где была школа Айседоры Дункан. И все же, по мнению Гослитмузея и Есенинского комитета, Музей Есенина должен быть в доме на улице Москвина. Это место как бы предназначено для музея — оно находится в центре литературной Москвы.

Для претворения в жизнь всех этих планов создается «Фонд Есенина». Предстоит найти надежных попечителей-меценатов, а также добиться от российского правительства, чтобы один-два процента гонораров от есенинских книг, фильмов, исполнения произведений шло в этот фонд для того, чтобы финансировать мероприятия к 100-летию со дня рождения поэта.

В Москве до сих пор нет станции метро «Есенинская». В свое время Есенинский комитет ставил об этом вопрос перед Моссоветом, Горкомом партии, но все спускалось «на тормозах». Убежден: Правительству Москвы, при желании, не составит большого труда решить, наконец, этот вопрос положительно. В столице должна быть станция метро, носящая имя великого поэта России.

Не будем также забывать, что в прошлые годы было принято и обнародовано в печати («Известия» и другие газеты) решение Совмина СССР об установлении памятников выдающимся людям, где в ряду первоочередных был назван памятник Есенину. Кроме этого, следует провести конкурс (возможно, международный) исполнителей музыкальных произведений на стихи поэта. Много художников и скульпторов работают над образом Есенина — необходима выставка их работ (в рамках России или СНГ). Хочется выразить уверенность, что «год Есенина» будет включен в календарь ЮНЕСКО. Одним словом, к столетию Есенина предстоит провести огромную работу. Многое уже делается сегодня, еще больше предстоит всем, кому дорог Есенин, его поэзия, духовность России, сделать завтра — в будущем.

Статьи о литературе

2015-06-14
Полная пустота кругом: точно все люди разлюбили и покинули, а впрочем, вероятно, и не любили никогда. Очутился на каком-то острове в пустом и холодном море... На остров люди с душой никогда не приходят... На всем острове — только мы втроем, как-то странно относящиеся друг к другу, — все очень тесно.
2015-06-04
Александр Блок, воспитываясь в семье матери, урожденной Бекетовой, мало знал своего отца и редко встречался с его родственниками — Блоками, живущими в Петербургу Но это вовсе не значит, что семья Блоков не оказала пусть скрытого, но существенного влияния на его личность и творчество. Наибольший интерес в этой разветвленной семье представляет для нас характер отца поэта — Александра Львовича Блока, — человека незаурядного, во многом загадочного, не оцененного по достоинству современниками да и потомками.
2015-04-07
Почему же только месяц, когда я прожил в Ташкенте не менее трех лет? Да потому, что для меня тот месяц был особенным. Сорок три года спустя возникла непростая задача вспомнить далекие дни, когда люди не по своей воле покидали родные места: шла война! С большой неохотой переместился я в Ташкент из Москвы, Анна Ахматова — из блокадного Ленинграда. Так уж получилось: и она, и я — коренные петербуржцы, а познакомились за много тысяч километров от родного города. И произошло это совсем не в первые месяцы после приезда.