Есенин сегодня, завтра и всегда

2015-07-05
Есенин, Сергей Александрович

Противоречивые, сложные процессы происходят в наше время в духовной жизни мира: с одной стороны, растет национальное самосознание народов, их стремление к суверенной независимости и государственности, с другой,— происходит размывание национального, особенно в области культуры, родного языка, духовной жизни. Идет мощное, целенаправленное наступление массовой культуры на корневые, национальные традиции народной жизни.

Если говорить по отношению к России, то Есенин в свое время острее, трагичнее, чем большинство его современников, чувствовал опасность национального нигилизма, неизбежно ведущего к утрате чувства родины и национального достоинства.

Великий русский поэт прекрасно сказал об этом в стихах о подвиге 26 бакинских комиссаров, о любви к грузинскому народу и Грузии. И он же, Есенин, не мыслил себя, своей жизни без России:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

История, опыт отечественной и мировой поэзии свидетельствуют неоспоримо: чем сильнее, глубже в них национальное начало, тем они общечеловечнее, а значит — ближе, желаннее, роднее другим народам. Отсюда неразделимость, слитность в стихах Есенина судеб России и мира; отсюда предельная озабоченность поэта завтрашним днем всего человечества:

Я думаю,
Как прекрасна Земля
И на ней человек
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
И чувствую в скалах упругих
Жестокую судоргу щек.

Удивительно современные стихи!

Кажется: они родились в наши дни, когда с космических высот, в голубом ореоле, такой прекраснейшей видится Земля — наш общий дом; и когда, вместе с тем, угроза — прежде всего экологической и атомной катастроф — создает жуткую, реальную возможность гибели рода человеческого. Такова сила прозрения гениального художника. Его поэзия всегда с заглядом в будущее, всегда философски проницательна, мудра, дальнозорка, в высшей степени человечна!

Есенин пророчески стремится заглянуть в будущее Человечества. «Пространство будет побеждено, и в свой творческий рисунок мира люди, как в инженерный план, вдунут осязаемые грани строительства. Воздушные рифы глазам воздушных корабельщиков будут видимы так же, как рифы водные. Всюду будто расставлены вехи для безопасного плавания и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности».

Сказано это было в... 1918 году.

Чем больше размышляешь о космизме Есенина, его поэзии, тем больше поражаешься ее вселенской глобальности, которая органически слита в его стихах с предельным реализмом земной романтики. Вспомним хотя бы такие ранние стихи поэта, как «Звезды», «Голубень» и особенно стихотворение «Там, где вечно дремлет тайна...», написанное Есениным в 1916 году.

А вторая, «космическая» часть поэмы «Русь»: «Понакаркали черные вороны...»? Я уже не говорю о сплошь вселенских стихах и поэмах Есенина первых лет революции — «Отчаре», «Преображении», «Иорданской голубице», «Инонии», «Пантократоре», «Небесном барабанщике». В них поэт как бы на «ты» со всей Вселенной.

И так — на всю жизнь.

Чего стоит только одна поэма «Цветы». «Это философская вещь»,— так определил ее суть Есенин, заметив, что прежде чем ее читать, «нужно... подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве и т.д., тогда она будет понятна».

Человек — дивное творение природы, прекрасной, неповторимый цветок живой жизни, единственный во всей Вселенной, и вместе с тем — необъятная Вселенная своей души. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени художественно, впечатляюще и самобытно.

«Человек и Вселенная» — вечная тема, которая в современной поэзии по-настоящему только «проклевывается». У Есенина она была одной из главенствующих. Ради истины заметим: достойно, по-есенински, она звучит в наши дни в стихах выдающегося русского поэта Василия Федорова — особенно в его поэме «Седьмое небо».

Что же касается самого Есенина, то он на связь человека с Вселенной посмотрел как бы из будущего... из XXI века, когда человечество «будет перекликаться... со всем миром в его необъятности».

И еще заметим: сколько у Есенина в стихах сердечного тепла и душевного умиротворения, которых более чем когда-либо явно не хватает сегодня в нашем Отчем Доме — России, и далеко не в избытке на всей Планете.

Бесконечно благодарны мы поэту, столь щедро одарившему мир и каждого из нас своим мудрым вещим Словом.

Cтихи Есенина — до спазмы в горле. Они переворачивают душу. Когда их слышишь, особенно впервые, то невольно думаешь: чтобы написать такие стихи, надо, образно говоря, прожить не одну жизнь — столь глубоко, благословенно в них ни с чем не сравнимое ощущение радости, счастья жизни и благодарности судьбе за то, «что пришло процвесть и умереть». Казалось, только человек, за плечами которого — долгие, долгие годы жизни, перед своим уходом в мир иной бывает в силах встретить так умиротворенно и благословенно свой смертный час. Поначалу даже как-то трудно представить, что эти гениально-простые, божественно-мудрые стихи написаны еще совсем молодым человеком, которому едва исполнилось двадцать пять лет! Все больше открывается та истина, что подлинная поэзия — всегда чудо и «нечаянная радость».

Статьи о литературе

2015-04-08
Благоговея перед величием имени и необыкновенностью личности Анны Андреевны Ахматовой, я никогда не смел даже помыслить о том, чтобы когда-нибудь дерзнуть вылепить ее натурный портрет. Нагловатостью и авантюризмом, казалось мне, попахивала сама идея встречи с нею, уже при жизни ставшей классиком современной русской литературы. И наверное, я так никогда и не осмелился бы подойти к ней с просьбой о позировании если бы...
2015-07-15
В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да — и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.
2015-07-06
Поздней осенью 1915 года на улицах Петрограда появилась неброская афиша, извещавшая публику о том, что в концертном зале Тенишевского училища в воскресенье, 25 октября 1915 года состоится вечер «Краса» с участием поэтов Сергея Городецкого, Алексея Ремизова, Сергея Есенина, Николая Клюева. Были указаны еще три фамилии: Александр Ширяевец, Сергей Клычков и Павел Радимов.