Сергей Есенин — бессмертная душа России

2015-07-05
Есенин, Сергей Александрович

Подобно живой жизни, поэзия — всегда в вечном и неустанном движении к идеалу добра и красоты, в постоянном настойчивом стремлении запечатлеть в Слове неповторимый Лик родной земли.

«...Моя лирика живет одной огромной любовью: любовью к Родине. Чувство Родины — главное в моем творчестве». Сергей Есенин был убежден: «нет поэта без родины». Убежден с ранних лет, с первых своих шагов в русской поэзии.

В самые трудные, самые тяжелые для родины дни, в самые черные часы жизни, когда, казалось, невозможно найти ответа на мучительно-неотступный вопрос: «Куда несет нас рок событий?»,— главная боль, главная дума Есенина — о судьбе России, о ее настоящем и будущем. Вспомним знаменитый есенинский триптих Есенина о Родине, его «маленькие поэмы»: «Русь уходящую», «Возвращение на родину», «Русь советскую». Сколько в них любви к Родине, тревоги за ее благополучие в годину суровых революционных бурь и потрясений». Как исповедально звучит рассказ поэта о возвращении после странствий по свету в «родимый край». Жизнь в его Константинове после пожара гражданской войны и разрухи начинала входить в мирные берега. Сможет ли он петь об этой новой жизни? Будет ли попят молодым поколением? Нужна ли им его поэзия?

Вопросы, вопросы, вопросы...

Все эти далеко не однозначные, противоречивые мысли, эти тревожные раздумья озарены одним-единственным светом — чувством родины.

Даже тогда, когда «чужим» начинает казаться «язык сограждан» и все больше одолевает неотступное одиночество,— даже тогда никто и ничто не в силах оборвать, отторгнуть от народа выстраданную «всем существом в поэте» бессмертную песнь о России.

И так до последних дней жизни, до последних шагов по Земле, последнего вздоха: вопреки всем обидам и превратностям судьбы,— неисчерпаемая, святая любовь к Родине.

Чувство родины в стихах народного поэта не подвластно времени. Оно бессмертно и вечно. Каких бы глубинных вопросов сегодняшней действительности мы не коснулись, вновь и вновь убеждаемся, что о многих из них впервые размышлял Есенин, размышлял неотступно, порой мучительно и трагично.

Кто сегодня не знает стихов Есенина, впервые прозвучавших в русской поэзии еще в начале двадцатых годов? Чью душу и сердце не заберет в полон образ есенинского красногривого жеребенка, трагически-беззащитного перед железной силой века! Могут ли эти стихи оставить кого-нибудь равнодушным;

На глазах у поэта умирала старая, патриархальная Русь. Что придет ей на смену? Что ждет Россию в будущем? Чумеют ли люди будущего сохранить красоту природы? Любовь к Земле? А значит, сохранить и себя, и весь наш род!..

Тревожны раздумья поэта. Вот почему его стихи о «красногривом жеребенке» будут, несомненно, волновать и тех, кто придет за нами. Можно сказать по праву: это — стихи века.

Статьи о литературе

2015-08-27
Князь Сергей Михайлович Волконский (1860—1937) — внук декабриста, театральный деятель. В 1899—1901 годах был директором императорских театров, он автор статей о ритмическом воспитании, книги«Человек на сцене» (1912) — о ритме и выразительности движений. С осени 1918 года С.М.Волконский жил в Москве, читал лекции в Институте слова, преподавал в Художественном театре, в студии Вахтангова, в еврейском театре Габима.
2015-07-05
Подобно живой жизни, поэзия — всегда в вечном и неустанном движении к идеалу добра и красоты, в постоянном настойчивом стремлении запечатлеть в Слове неповторимый Лик родной земли. «...Моя лирика жива одной большой любовью: любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин был убежден: «нет поэта без родины». Убежден с юношеских лет, с первых своих шагов в русской поэзии.
2015-07-21
Тема любви у Бунина — большое «окно» в жизнь. Она позволяет ему соотнести глубокие душевные переживания с явлениями внешней жизни, а также проникать в «тайная тайных» человеческой души, исходя из влияния на человека объективной действительности. Великое чувство, связывающее людей, превращается под пером Бунина в страдание, приносящее горечь и мучительную боль. Тема любви очень важна в плане эстетического отношения писателя к действительности и многое разъясняет в его миропонимании.