Сергей Есенин — бессмертная душа России

2015-07-05
Есенин, Сергей Александрович

Подобно живой жизни, поэзия — всегда в вечном и неустанном движении к идеалу добра и красоты, в постоянном настойчивом стремлении запечатлеть в Слове неповторимый Лик родной земли.

«...Моя лирика живет одной огромной любовью: любовью к Родине. Чувство Родины — главное в моем творчестве». Сергей Есенин был убежден: «нет поэта без родины». Убежден с ранних лет, с первых своих шагов в русской поэзии.

В самые трудные, самые тяжелые для родины дни, в самые черные часы жизни, когда, казалось, невозможно найти ответа на мучительно-неотступный вопрос: «Куда несет нас рок событий?»,— главная боль, главная дума Есенина — о судьбе России, о ее настоящем и будущем. Вспомним знаменитый есенинский триптих Есенина о Родине, его «маленькие поэмы»: «Русь уходящую», «Возвращение на родину», «Русь советскую». Сколько в них любви к Родине, тревоги за ее благополучие в годину суровых революционных бурь и потрясений». Как исповедально звучит рассказ поэта о возвращении после странствий по свету в «родимый край». Жизнь в его Константинове после пожара гражданской войны и разрухи начинала входить в мирные берега. Сможет ли он петь об этой новой жизни? Будет ли попят молодым поколением? Нужна ли им его поэзия?

Вопросы, вопросы, вопросы...

Все эти далеко не однозначные, противоречивые мысли, эти тревожные раздумья озарены одним-единственным светом — чувством родины.

Даже тогда, когда «чужим» начинает казаться «язык сограждан» и все больше одолевает неотступное одиночество,— даже тогда никто и ничто не в силах оборвать, отторгнуть от народа выстраданную «всем существом в поэте» бессмертную песнь о России.

И так до последних дней жизни, до последних шагов по Земле, последнего вздоха: вопреки всем обидам и превратностям судьбы,— неисчерпаемая, святая любовь к Родине.

Чувство родины в стихах народного поэта не подвластно времени. Оно бессмертно и вечно. Каких бы глубинных вопросов сегодняшней действительности мы не коснулись, вновь и вновь убеждаемся, что о многих из них впервые размышлял Есенин, размышлял неотступно, порой мучительно и трагично.

Кто сегодня не знает стихов Есенина, впервые прозвучавших в русской поэзии еще в начале двадцатых годов? Чью душу и сердце не заберет в полон образ есенинского красногривого жеребенка, трагически-беззащитного перед железной силой века! Могут ли эти стихи оставить кого-нибудь равнодушным;

На глазах у поэта умирала старая, патриархальная Русь. Что придет ей на смену? Что ждет Россию в будущем? Чумеют ли люди будущего сохранить красоту природы? Любовь к Земле? А значит, сохранить и себя, и весь наш род!..

Тревожны раздумья поэта. Вот почему его стихи о «красногривом жеребенке» будут, несомненно, волновать и тех, кто придет за нами. Можно сказать по праву: это — стихи века.

Статьи о литературе

2015-06-04
Александр Блок с юности любил театр. До нас дошли воспоминания его младших современников, участвовавших вместе с Сашурой Блоком в детских спектаклях зимой в Петербурге, летом — в подмосковном Шахматове. Репертуар был разнообразен — отрывки из «Ромео и Джульетты», сочиненная Блоком совместно с Ф. Кублицким пьеса «Поездка в Италию», одна из комедий Лабиша на французском языке. «Конечно, инициатором и режиссером был Сашура»,— пишет участница некоторых спектаклей О. К. Самарина (Недзвецкая).
2015-07-15
Творчество Бунина последнего, эмигрантского периода вызывает противоречивые суждения и оценки. В очень интересной статье «О Бунине» Твардовский делает ряд тонких наблюдений, особенно ценных потому, что в данном случае художник говорит о художнике. Говорит так, как, быть может, не сумеет сказать критик.
2015-05-12
Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город — «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».