Любовь в произведении Жизнь Арсеньева Ивана Бунина

2015-07-15
Бунин, Иван Алексеевич

Тема любви прозвучала во весь голос в последней, пятой книге «Жизни Арсеньева». Над пятой книгой («Лика») Бунин работал с перерывами с 1933 по 1939 год. Сначала Бунин отделял «Лику» от первых четырех книг. Об этом, в частности, свидетельствует первый полный выпуск романа в 1939 году в издательстве «Петрополис». На обложке книги значилось: «Иван Бунин. «Жизнь Арсеньева». Роман «Лика». Такое разделение исходило, очевидно, из ряда соображений.

Одни из них были чисто издательского характера. Первые четыре книги были уже выпущены отдельным томом. Кроме того, Бунин ощущал необходимость дать переход от четвертой книги к пятой. Поэтому при полном издании «Жизни Арсеньева» вновь дорабатываются последние страницы четвертой книги и достигается более естественный переход к пятой.

Жена Бунина — Муромцева-Бунина писала Вячеславову, составителю примечаний к избранным сочинениям писателя, изданным в Москве в 1961 году: «Иван Алексеевич издал «Лику» отдельно только потому, что «Жизнь Арсеньева» была уже издана, но при первой возможности ввел «Лику» как пятую книгу в свой роман «Жизнь Арсеньева».

Это ценное сообщение не снимает, однако, вопроса: почему на титульном листе в издании «Петрополиса» в 1939 году по желанию Бунина «Лика» не была включена в роман, а являлась как бы обособленным его продолжением?

Можно предположить, что Бунин все-таки придавал «Лике» особое значение. Об этом говорит и сама тема пятой книги, ее некоторое отличие от первых четырех.

При таком предположении может возникнуть и другой вопрос: почему впоследствии Бунин снял название «Лика» и включил историю своей любви в «Жизнь Арсеньева»?

Думается, что главной причиной было намерение продолжать художественное изложение последних десятилетий своей жизни. А создание единого целого потребовало, естественно, полного приобщения «Лики» к автобиографии.

Статьи о литературе

2015-06-04
Александр Блок с юности любил театр. До нас дошли воспоминания его младших современников, участвовавших вместе с Сашурой Блоком в детских спектаклях зимой в Петербурге, летом — в подмосковном Шахматове. Репертуар был разнообразен — отрывки из «Ромео и Джульетты», сочиненная Блоком совместно с Ф. Кублицким пьеса «Поездка в Италию», одна из комедий Лабиша на французском языке. «Конечно, инициатором и режиссером был Сашура»,— пишет участница некоторых спектаклей О. К. Самарина (Недзвецкая).
2015-06-04
В 1903 году в журнале «Новый путь» появилась первая рецензия, написанная Александром Блоком. Не случайной была его встреча с изданием, во главе которого стояли 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский. До личного знакомства с ними (в марте 1902 года) Блок много и внимательно изучал сочинения Мережковского, и как отмечает Вл. Орлов: «Почти все размышления Блока в юношеском дневнике об антиномии языческого и христианского мировоззрений («плоти» и «духа»).
2015-07-05
Противоречивые, сложные процессы происходят в наше время в духовной жизни мира: с одной стороны, растет национальное самосознание народов, их стремление к суверенной независимости и государственности, с другой,— происходит размывание национального, особенно в области культуры, родного языка, духовной жизни. Идет мощное, целенаправленное наступление массовой культуры на корневые, национальные традиции народной жизни.