Об Анне Ахматовой

2015-06-24
Ахматова, Анна Андреевна

Пунин Николай Николаевич (1888—1953) — искусствовед, муж Анны Андреевной Ахматовой. Письмо печатается по автографу (ЦГАЛИ, ф. 13). Оно подытоживает отношения этих людей, отличавшиеся сложностью и противоречивостью.

Зоя Борисовна Томашевская рассказывает:

«Однажды мой педагог, а потом и друг — замечательный человек и художник, член многочисленной семьи Бенуа — Ольга Александровна Иванова, повествуя о своей жизни, рассказала мне, как она в 1942 году единственный раз в жизни видела Ахматову. Ольга Александровна только что потеряла маленькую дочь и, не находя себе места от горя, проводила дни на Ташкентском вокзале, встречая эшелоны, в надежде на приезд с фронта своего мужа.

На другом конце платформы, как изваяние, стояла женщина с красными гвоздиками в руках. Ахматова. Она тоже кого-то настойчиво и напряженно ждала.

Я знала, кого она ждала. Николая Николаевича Пунина. Анна Андреевна, приехав в Москву в мае 1944 года, рассказывала о том, какую страшную открытку она получила от него из Череповца. Он писал, что вряд ли доедет до Ташкента, и умолял хоть чем-нибудь помочь его семье. Это после того, как он ее, Ахматову, безжалостно бросил одну в опустевшем Фонтанном Доме.

Не знаю, цела ли та открытка, но тогда Анна Андреевна с ней не расставалась, так же как и с письмом Н. Н. Пунина из самаркандской больницы. С письма было снято несколько копий (так Анна Андреевна сохраняла все самое драгоценное), и если открытку она хранила, как нечто очень личное (мольбу о прощении и помощи), то письмо было для нее драгоценно еще и как удивительно точная формула ее личности, ее поэтической сути.

Кстати, и скопировано письмо было Ахматовой не полностью, а только в той его части, которая казалась ей такой важной. И конечно, замечательные стихи Ахматовой на смерть Пунина, погибшего в лагере под Воркутой в 1953 году, были прежде всего репликой на это письмо:

И сердце то уже не отзовется
На голос мой, ликуя и скорбя,
Все кончено... И песнь моя несется
В пустую ночь, где больше нет тебя».

Лукницкий Павел Николаевич написал письмо, видимо, по просьбе Анны Андреевны, которая просила друзей присылать ей письменные отзывы на «Поэму без героя». Частично опубликовано в книге Веры Лукницкой «Из двух тысяч встреч».

Статьи о литературе

2015-07-21
Первый рассказ «Темные аллеи», давший название всему циклу, развивает мотив рассказа «Ида»: сожаления об утраченном счастье иллюзорны, ибо жизнь идет так, как должна идти, и человек не волен внести в нее какие-то перемены. Герой рассказа «Темные аллеи», еще будучи молодым помещиком, соблазнил прелестную крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнает Надежду, постаревшую, как и он сам, но все еще красивую женщину.
2015-06-04
В четвертом номере московского журнала «Золотое руно» за 1907 год было напечатано извещение «от редакции»: «Вместо упраздняемого с № 3 библиографического отдела редакция «Золотого Руна» с ближайшего № вводит критические обозрения, дающие систематическую оценку литературных явлений. На ведение этих обозрений редакция заручилась согласием своего сотрудника Ал. Блока, заявление которого, согласно его желанию, помещаем ниже».
2015-07-06
Есть еще немаловажная проблема, к которой сегодня приковано внимание и литературной общественности, и многочисленных поклонников поэзии Есенина, и, конечно же, средств массовой информации. За последнее время появилось множество статей и публикаций с «версиями» о смерти Есенина. Сразу же заметим. Интерес к поэту, к последнему году его жизни и ко всем обстоятельствам, связанным так или иначе с уходом Есенина из жизни, в наши дни — естественен и закономерен.